пятница, 3 августа 2012 г.

Непротивление Злу насилием

Почему Юлия Латынина  называет вопрос о границах применения силы вопросом главным — в ходе её аргументации, понятно. Почему — основным, тоже понятно. Почему фрейдистским — мне не понятно. Истоки, на мой взгляд, находятся еще в христианской философии, не о том ли говорил Лев Толстой. Ведь именно христианство противопоставило себя архетипу: Герой  уничтожает Зло, Герой творит Добро этим уничтожением. Герой защищает Добро, которым является мирная жизнь простых, не Героев, людей. На мой взгляд, в этом вопросе сталкиваются теория и практика, философия и политика. 
Но — потрясающе острый ум писательницы показал на слабое место этой доктрины, а именно определение различий силы и насилия. 
Вот какая мысль мне сейчас пришла в голову. Эволюция Добра пришла в тупик. Добро победило на земле (ведь написана декларация о независимости, декларация прав человека, каждая страна имеет свою конституцию, основанную на общечеловеческих ценностях, которые определены). Но Зло не уничтожено. Так, видимо, сложно устроен человек. Для него Добро и Зло относительны его самого, его собственных представлений о добре и зле в рамках структуры его «белка», определяющего его нравственную суть. А при не уничтоженном Зле Добро всегда в опасности. И нужен Герой, который каждый раз, будет отправляться на борьбу со Злом. И каждый раз он должен будет его уничтожать, то есть убивать. Но в рамках общечеловеческих ценностей, он должен его пленять и предавать Суду. А Суд уже будет решать, какого наказания Зло заслуживает. Но насколько абсолютны Добро и Зло?  Увы! Сложность человеческого правопорядка заключается в его противоречивости. В его перекосах понимания Добра и Зла. 
Юлия Латынина подняла наиострейший вопрос современного общества. К дискуссии должны подключиться не только историки, политики, но и юристы-международники, философы. Острота вопроса говорит о кризисе современной цивилизации, о необходимости её трансформации.   Чтобы не получилось, как с народом майя. Останутся лишь материальные ценности, свидетельствующие о высоком уровне развития цивилизации. А почему и куда исчезли бесследно люди, создавшие её и жившие в ней, боюсь, что в отношении нынешней цивилизации будет уже понятно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий