вторник, 7 августа 2012 г.

7 августа. День памяти А.А. Блока

Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.

Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре - голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.

Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза,
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.

Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди.

Октябрь 1902
Сегодня в 10.30. была презентована минута молчания в музее-квартире А.А. Блока. Телевидение помешало. Стихи прозвучали, слова были сказаны. В той самой комнате, где умер поэт. Прочитаны были воспоминания Нины Берберовой о том, как получено было ею в Доме писателей известие о смерти Блока. О том, как она принесла белые лилии к его остывшим ногам. У стеклянного витринного шкафа в напольной вазе благоухали белые лилии и сегодня. Но минута молчания объявлена не была. Не могу сказать, какие из слов были лишними, что не позволили свершиться торжественному таинству памяти.
Скорее не слова, а цель их произнесения, и суета телевизионщиков — а нужно ли, возможно ли снять торжественность и искренность момента, когда душе хочется остаться наедине с душой поэта через проникновенное и чистое слово. Для меня не получилось. Галочка получилась: я там была.
А вот когда у могилы поэта на Волковском кладбище говорила Ирина Михайловна Ольшанская, научный сотрудник редакционного отдела музей города, много лет проработавшая в музее-квартире А.А. Блока, было уже не до телевизионщиков. Она говорила о воскресении (сколько совпадений: поэт умер в воскресение, в воскресенье его отпевали), о его словах  о том, что борьбой против зла  в себе, душевным усилием  Воскресенье будет даровано. Она говорила о служении Блока гармонии, о необыкновенной связи Б.Л. Пастернака с А.А. Блоком, о том, что смертью Блока для его современников рождено было ощущение конца эпохи. Она говорила, что поэт больше своей эпохи, его разговор с читателем длятся и длится, его творчество питает все новые и новые поколения  поэтом, что его слова, рожденные любовью к русскому слову и поэзии, откликаются любовью в душах людей до сих пор.Она говорила о  большой значении августа в истории русской культуры. И слова её были проникновенны и чисты, искренность их помогала достичь сердца. 
Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что не надо уничтожать глубину тайны человеческой жизни, глубину переживания слова поэта, глубину чувств, рожденных  его стихами суетной конъюнктурностью.  
А Ирине Михайловне Ольшанской — низкий поклон, благодарность за профессионализм, за искренность, за помощь.

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Что же Вы вспомнили Ирину Михайловну Ольшанскую, а про воспоминания Нины Берберовой написали "прочитаны". А ведь их читала Анна Владимировна Горегина, которая работает в музее уже почти 20 лет, еще студенткой она пришла в музей. А телевизионщики... в музее так мало посетителей, что лишний анонс музею не помешает. В музее работают конкретные люди, и именно они делают так, что в нем что-то происходит. И это видимость, что музей как-то сам по себе существует, за ним стоят люди, о которых Вы и не вспомнили, что очень жаль.

    ОтветитьУдалить
  3. К сожалению, Вы не представились, и я не знаю, как к Вам обратиться. Я рассказала о своем частном впечатлении честно, не желая никого обидеть, но, видимо, все-таки обидела. Ну что ж, простите за мою честность. Это было мое первое посещение музея. Ну чем же я виновата, что впечатление получилось таким, каким я его описала? Борис Александрович Голлер, драматург, с восторгом мне рассказывал о том, как прекрасно проводит музей дни памяти Блока, а для него это святой день, и только возраст не позволил ему приехать. С его легкой руки я и отправилась, а он мне с дачи завидовал. Учительница литературы Татьяна Соловьева рассказывала мне о том, какие потрясающие экскурсоводы работают в музее. Она водила всех своих учеников непременно. Я вглядывалась в лица тех, кто пришёл почтить память поэта на его могилу. Мне было радостно, что это были люди разных поколений.
    Я с радостью познакомлюсь с Анной Владимировной Горегиной, она очень волновалась, но была очень хорошо подготовлена. Ей мешали телевизионщики, они суетой испортили высоту момента в самой Анне Владимировне. А вот когда я обратилась с просьбой к проходящей мимо по коридору сотруднице музея, показать мне черный ход, она не только показала, но тут же стала рассказывать о расположении квартиры при Блоке, о её положении сейчас. И я отметила про себя, что она буквально несколькими фразами окунула меня в атмосферу времени, я шла узкой испорченной современным «дизайном» лестницей, и ощущала шаги поэта, Лидии Дмитриевны,Александры Андреевны, Анны Андреевны...
    Я вернусь к вам в музей. Я познакомлюсь с конкретными людьми, благодаря которым живет в Петербурге музей, который дорог многим петербуржцам, я это знаю. Я обязательно приму участие в дне памяти в следующем году. Я буду по четвергам на пешеходных экскурсиях. И мне очень хочется подружиться с вами. Не обижайтесь на меня, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить