понедельник, 24 сентября 2012 г.

Возвращение к себе

Странно, что статья Владимира Кавторина о романе Бориса Александровича Голлера  «Возвращение в Михайловское» оказалась в конце книги, уже после текста романа. Хотя в ней главное задачей является стремление рассказать читателю, почему ему нужно прочесть эту книгу. Статья с этой задачей, думаю, блестяще справляется. Я согласна, уже после прочтения романа, с каждой фразой, предложением, словом, буквой статьи. Роман берет тебя в оборот сразу чем-то невыразимо притягивающим, дорогим и понятным. Чем? Бытом, в котором разворачивается бытие. Нельзя сказать, что быт окружает, да мы живем в нем. Но не это первое. Автор вторгается в такие сокровенности  бытового осознания, что жизнь становиться объемной, внятной, цельной. Чья жизнь? А вот поди разберись — чья! Пушкина, автора романа, моя, жизнь как поток времени, поток событий, поток мыслей, поток сознания? Да все перемешалось!!! И стремительно летящее перо (только перо, потому что — легче прикосновения к клавише) автора создает эту вторгшуюся в мое сознание жизнь с таким остроумием, наполняет такой иронией, что приоткрывает такие глубины моего собственного сознания, что захватывает дух. Оторваться от чтения невозможно, как невозможно уйти с пиршества, где все прекрасно: и наряды, и угощения, и беседы, и развлечения. 
Я не вспомню в своем читательском опыте больше такой светлой и праздничной книги, чтобы так весело было читать, как кружиться в танце, чтобы творчество как игра разворачивалось передо мной, вовлекая принять участие, чтобы о литературе говорилось так глубоко и  с радостным ощущением совершаемого на моих глазах открытия. 
Борис Александрович просто открылся мне Моцартом. А мысль о черном человеке никак не сопрягается с веселым именем Пушкин, лучшим другом которого, я знаю, является Голлер, они так хорошо друг друга понимают, так ладят между собой, даром, что между ними столетия, это не имеет значения. Храни их Бог!

Комментариев нет:

Отправить комментарий