пятница, 24 февраля 2012 г.

Мудрое слово философа


Читаю статью Григория Померанца, и встает в моей голове все на место. И яснее обозначается мое место. Никогда не могла понять, почему Ленин посадил на пароход философов и отправил от России подальше. Теперь я радуюсь, что не ко дну. Я поняла, что значит философ и почему  его слово мне так необходимо. Его задача искать истину и делиться результатами своих поисков с людьми. Но это, к сожалению, не значит, что они готовы её усвоить. Истина в умах людей проделывает свой путь, борется с косность, ленью и безразличием коллективного ментального и  с агрессивностью власти, потому что она плоть от плоти того самого коллективного и ещё меньше нуждается в истине, даже наоборот, враждебна к ней. Мысль Померанца о том, что  сейчас  самая важная истина заключается в том, что общество людей так несовершенно, как и сами люди, что в общем-то логично. Но именно этот факт гарантирует развитие. Я помню, что в 90-х годах еще Борис Патралов учил нас на факультете организаторов народного образования тому, что любая проблема — позитивная вещь, она показывает, в каком направлении в данный момент нужно двигаться. Это движение вперед. А если  бояться и замалчивать проблему — это лишь на время  — стабилизация, которая в скорой перспективе становится разрушением дела. На всю жизнь запомнила эту мудрость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий