Самое интересное — это интерпретация факта. Сам факт известен, а вот понимание его безгранично и бездонно: сколько людей — столько и мнений. С этого и начал свое выступление Борис Александрович. Его необычайно интересно слушать, потому что при всей несомненной эрудиции и подготовленности писателя — у слушателей создается ощущение рождающейся мысли, развивающейся на его глазах и увлекающей его вслед. У писателя абсолютно четкая позиция, на которой он настаивает, не претендуя на обладание истиной в последней инстанции. Его позиция связана, вне всякого сомнения, с его собственным жизненным кредо: превыше всего стоит культура, в основе культуры лежит нравственность. Все остальное — от лукавого.
Его мысль о декабристах и заключается в том, что в основе их движения лежит потрясающей глубины и искренности НРАВСТВЕННЫЙ ПОСЫЛ — не завоевать того, что не имеешь, а отдать то, чем владеешь, что составляет основу твоего благополучия во имя высшей идеи: уважения к ЧЕЛОВЕКУ, не сословному человеку, а человеку как таковому.
Борис Александрович блестящий эрудит, он свою мысль оплетает огромным количеством ссылок на классиков: Карамзина («мирный летописец, жаждущий пушечного дыма»), Крылова («я бунтовщикам в морды хочу посмотреть»), оказавшихся по разные стороны на Сенатской площади, Крылов — буквально: стоял перед строем и всматривался в лица напротив стоящих солдат, не реагируя на крики: «Иван Сергеевич! Уходите! Сейчас пушки будут палить!». Борис Александрович связывает с движением и спор Гоголя с Белинским, который эхом повторяется в кружке петрашевцев, когда его прочел мало кому известный Федор Михайлович Достоевский, а давний друг Пушкина по южной ссылке доложил «наверх», что кружок опасен, тем самым отправив на эшафот, а потом на каторгу великого писателя. И когда в 20-х годах ХХ столетия начнут ставить по всему Петрограду памятники революционерам всех времен и народов, Луначарский предложит сделать надпись под бюстом Достоевского: «От благодарных бесов». Куда как остроумно! Но Борис Александрович много раз повторяет фразу : «Все на самом деле намного сложнее. По обе стороны баррикад стояли очень достойные и порядочные люди». Возведённый в ранг мерзавца мифологической советской историей Бенкендорф, друг юности царя Николая I, оказывается либералом, честным и порядочным человеком, единственным, кто был против повторной казни пяти казнённых декабристов, и который называл крепостное право миной под Россией.
Получалось так, что все, о чем говорил Борис Александрович аукалось с современностью. Ведь Медведев и Путин тоже из непоротых, из послесталинских поколений. Почему же нет у них нравственного чувства перед согражданами, ответственности за содеянное ими? И что же будет с нами, идущими на митинги, не имея политической программы, лидеров, способных возглавить и организовать оппозиционное движение, но страстно уповающих, что власть не посмеет пролить кровь.
Каждый раз слушая Бориса Александровича, ловишь себя на мысли о том, как мала моя «губка», способная впитать столь мало, что после разговора начинается этап вопросов: о семье Муравьевых, о семье Бестужевых, о том же Бенкендорфе, о...восстании Семёновского полка в 20-м году, о гардемаринах, перешедших на сторону петроградских полков столетие спустя в 1917 году.
Борис Александрович говорит о том, что история наша не отболела, она горит. Не решён главный вопрос, вопрос ЭТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ - УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. Вопрос с землей так и не решён, как и вопрос со свободой, с собственностью. И сверху назначенный День примирения и согласия не решает этой проблемы, а провоцирует особо остро обозначить свои позиции. Национальную идею уже власть перестала искать, потому что она упирается в этот же самый вопрос.
А я вдруг получила ответ, отдавая дань рефлексии сегодняшней встрече с Борисом Александровичем. Мерилом деятельности может быть только та деятельность, которая основана на уважении к человеку как таковому. Политическая деятельность не исключение. Она обречена, если в ней нет этого императива. Не Николай I победил, ввергнув страну в реакцию, перекрыв ей путь к развитию, откинув её назад. Победили те дворяне, которые продемонстрировали готовность не жертвы, а добровольного отказа от своих собственных прав на благополучную жизнь ради торжества истины: ЛЮДИ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, а не тем, о котором говорит православная церковь, о котором, ссылаясь на Бога писал Н.В. Гоголь.
После встречи с Борисом Александровичем становится светлее и яснее в голове. Тьма отступает, когда внесен свет.
Интервью с Б.А. Голлером
«Чувство пути». Размышление над книгой Я. Гордина «Бег по кругу»
Его мысль о декабристах и заключается в том, что в основе их движения лежит потрясающей глубины и искренности НРАВСТВЕННЫЙ ПОСЫЛ — не завоевать того, что не имеешь, а отдать то, чем владеешь, что составляет основу твоего благополучия во имя высшей идеи: уважения к ЧЕЛОВЕКУ, не сословному человеку, а человеку как таковому.
Борис Александрович блестящий эрудит, он свою мысль оплетает огромным количеством ссылок на классиков: Карамзина («мирный летописец, жаждущий пушечного дыма»), Крылова («я бунтовщикам в морды хочу посмотреть»), оказавшихся по разные стороны на Сенатской площади, Крылов — буквально: стоял перед строем и всматривался в лица напротив стоящих солдат, не реагируя на крики: «Иван Сергеевич! Уходите! Сейчас пушки будут палить!». Борис Александрович связывает с движением и спор Гоголя с Белинским, который эхом повторяется в кружке петрашевцев, когда его прочел мало кому известный Федор Михайлович Достоевский, а давний друг Пушкина по южной ссылке доложил «наверх», что кружок опасен, тем самым отправив на эшафот, а потом на каторгу великого писателя. И когда в 20-х годах ХХ столетия начнут ставить по всему Петрограду памятники революционерам всех времен и народов, Луначарский предложит сделать надпись под бюстом Достоевского: «От благодарных бесов». Куда как остроумно! Но Борис Александрович много раз повторяет фразу : «Все на самом деле намного сложнее. По обе стороны баррикад стояли очень достойные и порядочные люди». Возведённый в ранг мерзавца мифологической советской историей Бенкендорф, друг юности царя Николая I, оказывается либералом, честным и порядочным человеком, единственным, кто был против повторной казни пяти казнённых декабристов, и который называл крепостное право миной под Россией.
Получалось так, что все, о чем говорил Борис Александрович аукалось с современностью. Ведь Медведев и Путин тоже из непоротых, из послесталинских поколений. Почему же нет у них нравственного чувства перед согражданами, ответственности за содеянное ими? И что же будет с нами, идущими на митинги, не имея политической программы, лидеров, способных возглавить и организовать оппозиционное движение, но страстно уповающих, что власть не посмеет пролить кровь.
Каждый раз слушая Бориса Александровича, ловишь себя на мысли о том, как мала моя «губка», способная впитать столь мало, что после разговора начинается этап вопросов: о семье Муравьевых, о семье Бестужевых, о том же Бенкендорфе, о...восстании Семёновского полка в 20-м году, о гардемаринах, перешедших на сторону петроградских полков столетие спустя в 1917 году.
Борис Александрович говорит о том, что история наша не отболела, она горит. Не решён главный вопрос, вопрос ЭТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ - УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. Вопрос с землей так и не решён, как и вопрос со свободой, с собственностью. И сверху назначенный День примирения и согласия не решает этой проблемы, а провоцирует особо остро обозначить свои позиции. Национальную идею уже власть перестала искать, потому что она упирается в этот же самый вопрос.
А я вдруг получила ответ, отдавая дань рефлексии сегодняшней встрече с Борисом Александровичем. Мерилом деятельности может быть только та деятельность, которая основана на уважении к человеку как таковому. Политическая деятельность не исключение. Она обречена, если в ней нет этого императива. Не Николай I победил, ввергнув страну в реакцию, перекрыв ей путь к развитию, откинув её назад. Победили те дворяне, которые продемонстрировали готовность не жертвы, а добровольного отказа от своих собственных прав на благополучную жизнь ради торжества истины: ЛЮДИ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, а не тем, о котором говорит православная церковь, о котором, ссылаясь на Бога писал Н.В. Гоголь.
После встречи с Борисом Александровичем становится светлее и яснее в голове. Тьма отступает, когда внесен свет.
Интервью с Б.А. Голлером
«Чувство пути». Размышление над книгой Я. Гордина «Бег по кругу»
Комментариев нет:
Отправить комментарий