воскресенье, 3 ноября 2013 г.

светить отраженным от них светом



        В день памяти погибших в ГУЛАГе был показан по «Культуре»  документальный фильм «И дольше жизни». Стилистика не отличалась от современных документальных работ: интервью, экскурсия по музею, созданному на месте женского лагеря системы КарЛАГа «Алжир», документальные кадры, фотографии, встречи, места, связанные с воспоминаниями героев фильма. Вот, вот это самое главное и есть. Герои фильма — дети репрессированных родителей. Вот этот ход был найден гениально. Потому что дети — это безошибочный ход: они не солгут, их устами глаголет истина. Даже если они уже стали стариками. Фильм нужно не смотреть, его нужно проживать, переживать, прочувствовать, ощутить. Впустить в свою кровь, дать ей обогатиться новым опытом, чтобы душа, омытая ею, стала крепче.
       В фильме прозвучала мысль, что в школах историю надо изучать не по учебнику. Надо изучать биографии людей, живших в то или иное время. И тогда каждая отдельная  судьба  наглядно покажет, что родившись, человек тут же вовлекается в поток истории, поток времени, на который не может повлиять (или все-таки может? Хоть кто-то, а вдруг может?), но который он должен осознать, найти свое (или то, которое ему уготовила судьба?) место, и иметь мужество и силы прожить эту данную ему жизнь. Тогда школьники не будут думать, что  история делается только в прошедшем, что история — это цифры и  факты, не имеющие к ним никакого отношения.
Эта мысль снова возникла в моём сознании, когда я читала статью «И если время повторится» Бориса Александровича Голлера в разделе журнала «Знамя» «Люди и судьбы» о темах в творчестве В. В. Кавторина. Борис Александрович в своём очерке опирался в основном на две большие знаковые книги своего друга. Это «Петербургские интеллигенты»  и «Своя чужая жизнь». Я имела счастье читать обе книги. Поэтому статья Бориса Александровича была особо мне интересна. Но, даже если они еще не прочитаны, статья будет необычайно интересной, необычайно не только познавательной, но и значимой в плане корректировки собственного мировосприятия, мировоззрения.  Так Борис Александрович тщательнейшим образом проанализировал их, привёл большое количество цитат, которые  ничуть не утяжеляют статью, наоборот, иллюстрируют его мысль, основанную на глубоких, отнюдь не конъюнктурных, как это сейчас принято, размышлениях о судьбах людей в России, судьбах людей, чьими руками, собственно, она и  творилась. Борис Александрович удивительно умеет развернуть все, к чему он прикасается  в сторону человека, его природы. Его теория о составе белка, который определяет нравственный облик человека, помогает понять, почему все так повторяется, почему меняется все, кроме человека и того выбора, перед которым он встает в своей жизни рано или поздно. И почему этот выбор предопределён тем самым белком, которым его наградила природа.
         Читая статью, получаешь еще и огромное интеллектуальное наслаждение, потому что фраза Бориса Александровича сжата, как пружина, она содержательна максимально. Мысль развивается по определённой логике ассоциативных связей с эпохами, людьми, событиями.  Время уплотняется, сжимается так, что все, кажется, свершается сегодня и на глазах — 1825, 1991, 1861, 1993. И дальше, в уже прошедшем десятилетии XXI века продолжаются поиски ответов на те же вопросы, поиски своего места в истории России, поиски того самого выхода все из того же тупика.  И день тогда в ощущении длится дольше века, дольше веков. У автора статьи потрясающее чувство истории. Истории не единой, как это понимает наша власть, а истории единой жизни многих, связанных между собой людей, связанных, как частички  ДНК великой спирали общей Жизни. Если в школе на уроках истории читать книгу Владимира Васильевича Кавторина  «Петербургские интеллигенты», а на литературе «Чужая собственная  жизнь», а на обществоведении статью Бориса Александровича — вырастет другое поколение. Оно не сможет сдать ЕГЭ по перечисленным предметам, но сумеет понимать происходящее и влиять на него, как влияли Петр Семёнов-Тянь-Шанский, Н.М. Михайловский, Владимир Васильевич Кавторин и сам Борис Алексанрович Голлер, перо которого не может оставить равнодушным.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий