Вопрос об интеллигенции — вопрос политический. Потому что власть не терпит давления на себя. Потому что это давление оказывает интеллигенция, как самая образованная часть общества. Но помимо образования, интеллигенция обладает чем-то еще, что позволяет её характеризовать самыми полярными понятиями, как это сделал пролетарский вождь, сын учительского инспектора, имеющий юридическое образование (ох уж это юридическое образование наших лидеров!), не держащий в руках другого оружия, кроме перьевой ручки. Вот это «что-то» приоткрылось мне в статье Бориса Александровича Голлера «И если время повторится...». Статья имеет подзаголовок: темы Владимира Кавторина. Основная часть статьи посвящена вопросам Владимира Кавторина, которые он поставил в своей книге «Петербургские интеллигенты». Борис Александрович сам понимает, что приводит слишком много цитат из этой книги, но оправдывает себя тем, что его очень волнует анализ исследования, проведенного Владимиром Васильевичем Кавториным. Он так точно выбрал слово — волнует. Это волнение передалось мне.Этим волнением хочу и поделиться.
Статью читать трудно. Начитанности, навыка мыслить нет! Смысл не ускользает, а густеет в голове тупой болью: что ж я дура-то такая! Но волнение гонит вперед. Борис Александрович обладает калейдоскопической эрудицией, позволяющей ему столкнуть стоящее рядом во времени и в месте, но разнесенное в нашем сознании на разные полки. И вот пазлы складываются в картину. Боже мой! Ведь это же так и есть!
Фактически он интерпретирует известные исторические факты с его точки зрения «причинностью» которых являются рассуждения образованных людей.
А вывод я сформулировала для себя так: мерилом истинности является только любовь к человеку, всегда нуждающемуся в милосердии. Этим милосердием наполнены его рассуждения о героях книги «Петербургские интеллигенты» Петре Семенове - Тян-Шанском, Иване Худякове, вызвавшем параллели с Родионом Раскольниковым, Н.М. Михайловским, Дмитрии Ивановиче Менделееве. И многих и многих других героях статьи Бориса Александровича, наших современников.
Кроме того, статья — дань другу, Кавторину Владимиру Васильевичу, дань его высокого предназначения.
Статья читается трудно, повторюсь. Но волнение вызывает необыкновенное. Волнение перед ощущением Истины. Волнение перед великим Откровением и Любовью к стране, столь истерзанной и терзаемой. Порой кажется, безнадежно больной. Но если её болезнь рождает таких мыслителей, то как, если не гением назвать эту болезнь. А люди в этой стране...может быть, во всем виновато свойство человеческого «белка»...Может быть, мы зря проклинаем жизнь в нашей многострадальной стране. Где, как не в России, человек стоит перед выбором ежесекундно — быть или не быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Идеи французской революции оказались вредными. Свобода оказалась вещью непосильно обременительной и ответственной, равенства быть не может, оно за гранью природы, а грани Закона раздвинулись до полного неравенства, даром, что юристы во главе страны сменяют друг друга. Братство нарушается даже церковью, куда никогда не заглядывала ни свобода, ни равенство.
Идеи французской революции оказались вредными. Свобода оказалась вещью непосильно обременительной и ответственной, равенства быть не может, оно за гранью природы, а грани Закона раздвинулись до полного неравенства, даром, что юристы во главе страны сменяют друг друга. Братство нарушается даже церковью, куда никогда не заглядывала ни свобода, ни равенство.
Вот и бьется человечество над тем, что два тысячелетия назад проповедовал первый либераст и дерьмократ, как бы его сегодня назвал плебс. Он ведь даже указал на путь к царствию небесному: возлюби ближнего своего, как самого себя! Так вот начать с себя изменять мир труднее всего, проще взойти на эшафот за идею изменить мир с рычагом в руке.
Статья Бориса Александровича напомнила мне труд Юрия Афанасьева об ошибках системных либералов. Две статьи — научная, которую невозможно читать без словаря, и популярную, которая приводит в волнение и желание отправиться в путь за Истиной дальше без страха и сожаления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий