ДАР СЛОВА 282 (359)
Проективный лексикон русского языка. 4 апреля 2011
Предлоги как самостоятельные слова
При опущении знаменательных слов, сами предлоги, которые обычно им "служат", как служебная часть речи, перерастают в знаменательные слова. Тем самым речи придается краткость и смысловая напряженность. Предлоги вбирают ту энергию, которая не рассеивается в последующих словах. К этому приему нередко прибегает в своих стихах Дмитрий Быков:
"Скажи, где были мои глаза, чего я ждал, идиот, когда хотел уцепиться за, а мог оттолкнуться от..." ("Инструкция")
"На всем "Руками не трогать!" написано просто, в лоб. Не то чтоб лишняя строгость, а просто забота об. О, если бы знать заранее, в лучшие времена, что все - не для обладания, а для смотренья на! И даже главные женщины, как Морелла у По, даны для стихосложенщины и для томленья по".
Забота об, томленье по... Досказать эти выражения дано воображению читателя, чувству смысловых возможностей.
Во многих случаях предлог уже содержит в себе, в обобщенном виде, тот смысл, который содержится в управляющими им словах. Например: "Обида была смертельная, но я решил воздержаться от". Дальше может следовать: "гнева, мести, возмездия, отчаяния, скорби" – предлог "от" покрывает все эти смыслы. Но обойтись без предлога нельзя, потому что просто "я решил воздержаться" не предполагает управляющей конструкции с предлогом, и тогда смысл становится неясным, а главное, исчезает энергия оборванного предлога, недоговоренноого существительного, точнее, целого ряда возможных существительных.
Любовь – это нельзя быть без.
Алеша - не тот человек, который был только в своих текстах. Его вне текстов было даже больше, чем в.
Я чувствую, что в новом году ты куда-то немножко ?удалилась, как бы ушла на танцы. Оказывается, в глянцы. ?Пожалуйста, не доглянцуйся до.
А что делать с этими тряпками? – Ну подложи под (подо что-нибудь).
Из представления о симметричной вечности вытекают два мировоззрения. Одно из них граничит с атеизмом, неверием в иную жизнь, а другое утверждает закон реинкарнации, переселения душ. Если есть вечная жизнь после, то она должна быть и до (реинкарнация). Если ее нет до, то ее не может быть и после (атеизм).
____________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам высылается несколько новых слов, с определениями и примерами употребления. Этих слов нет ни в одном словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар" проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века. Все предыдущие выпуски.
Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon
Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале
Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)
PreDictionary - английскиe неологизы М. Эпштейна.
Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.
Новые публикации М. Эпштейна (с линками)
Гуманитарная библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)
___________________________________________________________________
Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3, тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717)) "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).
Их можно заказать в маг. Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.
Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.
Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.
Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.
Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки. Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. + 704 сс.
Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.
Великая Совь. Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.
Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.
Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М., "Высшая школа", 2006, 559 сс.
Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.
Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.
Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.
Энциклопедия юности (совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.?
Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог. Вологда. 2010, Библиотека московского концептуализма Германа Титова. Малая серия, 344 стр.
? ? ? ? ?
© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu
Проективный лексикон русского языка. 4 апреля 2011
Предлоги как самостоятельные слова
При опущении знаменательных слов, сами предлоги, которые обычно им "служат", как служебная часть речи, перерастают в знаменательные слова. Тем самым речи придается краткость и смысловая напряженность. Предлоги вбирают ту энергию, которая не рассеивается в последующих словах. К этому приему нередко прибегает в своих стихах Дмитрий Быков:
"Скажи, где были мои глаза, чего я ждал, идиот, когда хотел уцепиться за, а мог оттолкнуться от..." ("Инструкция")
"На всем "Руками не трогать!" написано просто, в лоб. Не то чтоб лишняя строгость, а просто забота об. О, если бы знать заранее, в лучшие времена, что все - не для обладания, а для смотренья на! И даже главные женщины, как Морелла у По, даны для стихосложенщины и для томленья по".
Забота об, томленье по... Досказать эти выражения дано воображению читателя, чувству смысловых возможностей.
Во многих случаях предлог уже содержит в себе, в обобщенном виде, тот смысл, который содержится в управляющими им словах. Например: "Обида была смертельная, но я решил воздержаться от". Дальше может следовать: "гнева, мести, возмездия, отчаяния, скорби" – предлог "от" покрывает все эти смыслы. Но обойтись без предлога нельзя, потому что просто "я решил воздержаться" не предполагает управляющей конструкции с предлогом, и тогда смысл становится неясным, а главное, исчезает энергия оборванного предлога, недоговоренноого существительного, точнее, целого ряда возможных существительных.
Любовь – это нельзя быть без.
Алеша - не тот человек, который был только в своих текстах. Его вне текстов было даже больше, чем в.
Я чувствую, что в новом году ты куда-то немножко ?удалилась, как бы ушла на танцы. Оказывается, в глянцы. ?Пожалуйста, не доглянцуйся до.
А что делать с этими тряпками? – Ну подложи под (подо что-нибудь).
Из представления о симметричной вечности вытекают два мировоззрения. Одно из них граничит с атеизмом, неверием в иную жизнь, а другое утверждает закон реинкарнации, переселения душ. Если есть вечная жизнь после, то она должна быть и до (реинкарнация). Если ее нет до, то ее не может быть и после (атеизм).
____________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам высылается несколько новых слов, с определениями и примерами употребления. Этих слов нет ни в одном словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар" проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века. Все предыдущие выпуски.
Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon
Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале
Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)
PreDictionary - английскиe неологизы М. Эпштейна.
Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.
Новые публикации М. Эпштейна (с линками)
Гуманитарная библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)
___________________________________________________________________
Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3, тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717)) "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).
Их можно заказать в маг. Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.
Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.
Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.
Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.
Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки. Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. + 704 сс.
Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.
Великая Совь. Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.
Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.
Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М., "Высшая школа", 2006, 559 сс.
Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.
Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.
Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.
Энциклопедия юности (совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.?
Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог. Вологда. 2010, Библиотека московского концептуализма Германа Титова. Малая серия, 344 стр.
? ? ? ? ?
© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu
Комментариев нет:
Отправить комментарий