воскресенье, 9 марта 2014 г.

Я так мало знаю о блокаде

Я читаю мемуары Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Он писал их для дочерей. С женой попеременно. Я читаю часть, посвящённую блокаде. Это невозможно. От самой первой строчки до последней. Я ничего не знала о блокаде. Или это память не может удержать тот ужас, который пережили жители блокадного города. Мне жаль, что Даниил Александрович выступал только в будестаге, а не на  совместном заседании Госдумы и правительства. Надо, чтобы он и там выступил. Не важно, что празднования прошли. Можно ли праздновать, нужно скорбеть, что такое надругательство над людьми было допущено. Мы ведь ничего не знаем или знаем очень мало. Мы только празднуем, отмечаем официально. А вот Эрарта звала всех, кто может хоть что-то рассказать о блокаде, семейные истории. Вот это самое важное. Прочувствовать, попытаться представить. И запомнить, что выдержит память. Я верю Дмитрию Сергеевичу и Даниилу Александровичу . Д.С. Лихачёв рассказывал об эвакуации сразу после начала войны, как она проводилась. и о том, как после Победы матери тех детей, которых они не могли найти, писали, добивались суд над теми, кто проводил такую эвакуацию. Надо знать правду. Она превыше всего. Она условие очищения, условие развития. И низкий поклон людям, честно рассказавшим правду о блокаде, оставившим свои свидетельства.
Спасибо НГ за новые публикации. Например,  Никиты Ломагина, доктора исторических наук, профессора СПбГУ "Неизвестная блокада".
Правда, есть люди, которые иначе относятся к святой правде, рассказанной пережившими блокаду, изучавшими её по дневникам.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий