понедельник, 23 июля 2012 г.

Прямые отношения с Богом

Я рада, что Александр Генис через РС обозначил этот феномен: неудовлетворение современного человека ограниченностью отдельно взятой религией. На эту тему он беседует с Михаилом Эпштейном. Разговор очень интересный, а последний ответ философа на вопрос о личных отношениях меня страшно рассмешил. И правда, мы призываем Бога, когда пожар в доме (если понимать тело как систему, да и в религии есть эта метафора — см. роман Стайрона «И поджег этот дом»:
   «Если от Провидения Божия, которое печется о жизни всякой былинки, и червя, и муравья, и паука, и жабы, и гада, ни единый луч никогда не упадет на меня; если  Бог, который зрел меня, когда  я был ничто, и призвал меня, когда меня не было, как будто я был, из чрева и тьмы глубокой, не посмотрит на меня ныне, хотя  я, убогая, и отверженная, и проклятая тварь, все равно его тварь,  и, даже проклятый, прибавлю толику к его славе; если Бог, который взирает на меня в мерзостной моей грязи и, когда я застил око дня, Солнце, и око ночи, Свечу, и очи всего света занавесями, и окнами и дверями, все равно видел меня, и видел милостиво, показавши, что видит меня, и приведши меня  некогда к нынешнему раскаянию и воздержанию (до поры) от греха, так отворотился от меня к своим славным Святым и Ангелам, что ни Святой, ни Ангел, ни сам Иисус Христос не умолят его посмотреть на меня и вспомнить, что есть такая душа; если Бог, который многажды говорил моей душе: Vivit Domius, жив Господь, и ты не умрешь, а будешь жива, — не даст мне умереть и не даст мне жить, а оставил умирать вечной жизнью и жить вечной смертью; если Бог, который не мог войти в меня, когда стоял и стучался, войти путем обычным, Словом своим, милостями своими, рассудил иначе, и потряс этот дом, мое тело, судорогами и корчами, и поджег этот дом лихорадками и горячками, и устрашил Хозяина дома, мою душу, ужасами и опасениями тяжкими, и так вошел в меня; если Бог, увидел, что  тщетно  его попечение и намерение обо мне, отверг меня и покинул, будто я ничего не стоил для него; если Бог наконец дал душе моей изойти, как дыму, как пару, как пузырьку пены, и если душа эта не может быть ни дымом, ни паром, ни пеной, но должна лежать во мраке, доколе Господь света есть сам свет, и ни единая искра его света не достигнет моей души, — какой Тофет не Рай, какая Сера не Амбра, какая грязь ни услада, какое червя точение не щекотка, какая казнь не ложе свадебное перед проклятием этим: быть отлученну навеки, навеки, навеки от взора Божия?»
Джон Донн, настоятель собора святого Павла,
 «Графу Карлайду и его обществу в Сионе»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий