суббота, 5 мая 2012 г.

Не постояли за ценой...

Близится День Победы. Один из немногих народных праздников. Не радостных, как заметил умный Булат Окуджава, а со слезами на глазах. Я помню тот день 1965 года, когда в моем родном Чистополе открывали стелу и Вечный огонь в честь 20-летия Великой Победы. Народ заполнил весь перекресток, на котором происходило тожественное открытие. Я стояла в толпе, маленькая, семилетняя, держа за руку Ирину Степановну, учительницу музыки, к которой приехала на частный урок, и именно она повела меня на открытие. Ничего не видела, но само ощущение единения с такой массой народа, передало мне ощущение чего-то самого значительного в какой-то еще не ведомой мне жизни, еще не осознанного мною народа.
Это ощущение осталось. И помню, как мне, семикласснице, брат, десятиклассник, объяснял, как трудно было победить фашистов, потому что они превосходили нас и в технике и в численности (его так учили в 1973 году). Что победили Германию только благодаря мужеству советского народа. Я тогда ощутила, что моя личная гордость за принадлежность к такому народу вливается в гордость всей страны.
А теперь я не могу не думать о причинах той войны, о цене той Великой победы. Ощущение общей судьбы не уйдет, как в 50 лет отмежеваться от судьбы страны, в которой родилась и живу? А вот от гордости осталась только горечь.
Андрей Зубов, историк внятно рассказал в своей1 статье об истоках той горечи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий