суббота, 2 апреля 2011 г.

Библиотека имени М.Ю. Лермонтова

Шерше ля …
(в библиотеке искать надо прежде всего друзей)

Я люблю библиотеки с детства. Их книжный запах, ни с чем не сравнимой бумажной пыли, их чистоту и опрятность. Я люблю библиотекарей. За то, что они являются посредниками между мной и потрясающей возможностью прикоснуться к мудрости и красоте веков и тысячелетий, стран и народов, миру человеческих чувств и человеческого знания. Они – небожители, я имею в виду библиотекарей. Это тогда, когда их не знаешь лично. А когда знакомишься с ними, они становятся друзьями и дают возможность прикоснуться к тайне этого завораживающего явления – БИБЛИОТЕКА.
Ищите в библиотекарях друзей, и тогда библиотека станет вам домом, в котором всегда царит праздник, для вас друзьями приготовленный.
Так случилось со мной. В священном трепете я вошла в библиотеку им. Лермонтова на Литейном проспекте, 14 в октябре 2009 года. Меня приободрила домашняя приветливость гардеробщицы. И все же я робко поднялась по парадной лестнице особняка Мусиных-Пушкиных на второй этаж, пяля глаза на ярко освещенные витрины выставки, посвященной дню рождения М.Ю. Лермонтова. Ступив в чертоги библиотеки, я была поражена кипящей в них жизнью. В безумно нарядном благодаря граненым колоннам и великолепной лепнине по бордюру стен и плафону на потолке белом зале говорил докладчик, его слушали сидящие на нарядных же стульях люди. Позже я узнала, что шла конференция «Лермонтовские чтения 2009»
На абонементе, напротив восседавших за компьютерами библиотекарей, сидели читатели – кто с книгами, кто без, кто с разговорами, кто молча. А вокруг на выставочных стеллажах торжественно и важно царили книги.
Чувство благоговения не помешало родиться мысли: а почему собственно я не принимаю участие в этом празднике жизни? И я стала робко начинать участвовать. Скромно села на последний ряд шикарных стульев, чтобы послушать композицию «Княжна Мери» по роману Лермонтова «Герой нашего времени», которую читал артист БДТ Михаил Мороз в том самом белом, безумно нарядном зале по окончании конференции. Его появление я почувствовала, вынырнув из чтения толстых журналов, которых не брала в руки со времен перестройки. Я оглянулась и ахнула – известный артист пробирался сквозь колышущуюся толпу молодых людей. Среди них были и школьники (глаз наметан – я учитель с большим стажем), и студенты, юноши и девушки, по одному и парами. На стульях расположилась публика постарше, а вот молодежь, естественно опаздывающая, - на галерке: в проходе и на подоконниках.
Потом, бывая на подобных мероприятиях, я обнаружила, что так принято, так оно и бывает.
Потом…
Потом я подружилась с Ольгой Вячеславовной Титовой, которая по вторникам знакомила читателей с новинками. И не просто знакомила, а рассказывала о новых книгах, советовала, объясняла, как записаться в очередь на прочтение той или иной особой популярности книги, а какую можно взять сразу со стола. Кроме того, Ольга Вячеславовна говорила о книгах, которые прочли другие читатели и рекомендовали. Так в моей жизни появился Чак Паланик с «Реем Кейсли» и Филипп Рот с «Театром шаббата», Елена Чижова с «Крошками Цахес» и многое другое, без чего я сейчас не представляю себя такой, какой я стала, когда эти книги стали мой плотью и кровью.
Эта дружба с Ольгой Вячеславовной только крепнет, не смотря на то, что я запрещаю себе ходить в библиотеку по вторникам: слаба душой – хочу прочесть все, список вырос на несколько жизней беспорядочного чтения. Кроме того, библиотекарь-друг всегда знает, что оставить для меня на абонементе, как подсунуть каталог во время моего посещения.
Эта дружба с Ольгой Вячеславовной открыла цепную реакцию добрых знакомств с работниками библиотеки. Когда я в выставочном застекленном шкафу увидела книгу Всеволода Иванова «Из света и пламя…», я уже не могла без нее жить, а до отдела абонемента она еще не дошла. Ольга Вячеславовна посоветовала обратиться в методический отдел к Римме Александровне Корняковой. Лучистые глаза Риммы .Александровны разглядели и поняли меня, я получила книгу из ее рук. Теперь я раскланиваюсь с Риммой Александровной. при каждой встрече в глубокой благодарности к ней, а Римма Александровна. отвечает мне своей скромной доброй улыбкой.
Та самая композиция Михаила Мороза по роману Лермонтова «Герой нашего времени» заставила меня прочесть заново текст, читанный тысячу раз с 14 лет. Я поделилась с Ольгой Вячеславовной своими мыслями и ее легкой рукой оказалась отведенной в Лермонтовскую гостиную во владения Инны Георгиевны Локотниковой, которая заведует Лермонтовской гостиной, то есть всей деятельностью, которая связывает библиотеку с именем М.Ю. Лермонтова.
Вышла я из гостиной не только восхищенная ее великолепием, но и с листком для заявки на участие в конференции «Лермонтовские чтения 2010».
Потом Инна Георгиевна всякий раз, встречая меня в библиотеке, спрашивала, как продвигается работа, давала советы и даже направила в библиотеку Пушкинского Дома, где я провела незабываемые часы в течение целого месяца.
Потом…
Потом, когда я не заставала Ольгу Вячеславовну в отделе абонемента, я обращалась к ее доброй знакомой Леночке, которая дарила меня милой улыбкой и прощала нарушение нормы в количестве выдаваемых книг, зная, что через неделю я приду и принесу одну порцию прочитанных и попрошу следующую…
Потом…
Потом на отчетном собрании я познакомилась с широкой деятельностью не только Центральной библиотеки им. Лермонтова, но всей сети библиотек, охватывающей территорию трех центральных районов Санкт-Петербурга. Отчитывался директор библиотеки Сергей Станиславовоич Серейчик. Интерактивный экран иллюстрировал его выступление. Рот мой открывался все шире и шире в восхищенном удивлении от масштабов и качества деятельности: каждая библиотека сети имеет свою специфику, свое направление работы, а я как читатель могу посещать и участвовать во всех мероприятиях этих библиотек. Я смотрела на молодое и энергичное лицо Сергея Александровича, и мое представление о библиотекаре приятно трансформировалось, я видела перед собой современного менеджера библиотечного дела, профессионального и умного, преданного своему делу не за страх, а за совесть.
Отчетная конференция закончилась награждениями самых активных читателей совершенно изумительными книгами в бумажной подарочной сумочке с логотипом библиотеки. Счастливых ее обладателей оказалось много, от школьников пяти- и семи- классников до пожилых людей-пенсионеров.
Кто сказал, что на пенсии жизнь становится тусклой и неинтересной? На пенсии, как верно заметил почтальон Печкин, жизнь только начинается. И не менее бурно и интенсивно, чем в детстве.
В библиотеке я бываю каждую неделю. Встреча с друзьями начинается с гардероба, где я обязательно выражу радость по поводу встречи со знакомыми лицами и Сашей, который заведует информационно-сервисным центром, помогая решить любой вопрос о том, что, где, когда и как. Потом я зависну около информационного стенда, который называю для себя «Что? Где? Когда?», достану свою записную книжку и вложу в нее напечатанные информационные листы. Со слегка закружившейся головой, оттого, что мне везде не поспеть, а страшно хочется, я каждый раз пройду вдоль выставки фотографий, вывешенных на первом этаже перед парадной лестницей. Потом надолго застряну около выставочных стендов, посвященных то одной, то другой дате, то одному, то другому писателю, то одной, то другой теме, непременно оставлю благодарственную запись в книге отзывов. На пути к абонементу я встречу еще одно препятствие – тот самый белый зал, безумно притягательный не только своей красотой, но и своим калейдоскопически меняющимся содержанием. То выставка картин художников и иллюстраторов различных направлений и стилей, то выставка художественных фотографий, опять же различных стилей и направлений технических и содержательных, выставленных по определенной теме. Я ни разу не видела стены белого зала голыми. Ну а если я застала заинтересовавшее меня мероприятие: концерт, презентацию, отчетное ли собрание писателей Санкт-Петербургского отделения Союза Писателей, которые в рамках Программы «Толерантность» побывали в школах и библиотеках ленинградской области… Выступления были очень интересны, содержательны. Мне жаль, что петербургские школьники пока обойдены их вниманием. Или я об этом еще не знаю?..
Кто может сосчитать, сколько пройдет времени, пока я доберусь до абонемента, где меня ждет Ольга Вячеславовна, или Леночка и книги, заботливо приготовленные ими для меня, о чем накануне мне было сообщено по телефону.
Вокруг Ольги Вячеславовны много читателей. Разных по возрасту, по профессиональной деятельности, но все они объединены любовью к книге и библиотеке. Да и саму Ольгу Вячеславовну трудно не любить, не быть благодарными ей за широко распахнутые возможности, которые дает библиотека любому, кто нуждается в них, кто в них заинтересован. Поэтому Ольга Вячеславовна предоставляет в распоряжение читателей раз в месяц по субботам зал классики с великолепными, под потолок, книжными стеллажами и большим круглым столом. Всегда есть желание обсудить прочитанные книги, поговорить на интересующие читателей темы, рассказать, поспорить и обменяться своими точками зрения. За круглым столом оказываются рядом люди разных возрастов, разных интересов, разных профессий, разных читательских пристрастий. Такие встречи – праздник, потому что общение с друзьями всегда праздник, а приобретение новых друзей – вдвойне праздник.
Если вам в жизни недостает праздников - идите в библиотеку и найдите там себе друзей.
Ирина Борисовна Кронберг,
читательница библиотеки имени Лермонтова,
в «АиФ» на конкурс «Народная библиотека »

3 комментария:

  1. Но получилась не ссылка, а влезла вся статья в пост. Что с этим можно было сделать?

    ОтветитьУдалить
  2. Можно было написать небольшой анонс, выделить какое-нибудь слово и назначить его ссылкой.

    ОтветитьУдалить