вторник, 6 июня 2017 г.

к юбилею Паустовского

Паустовскому 125 лет. Чудесный возраст! Чудесный возраст для писателя вне возраста, вне времени, то есть для всех возрастов и для всех времён. Я открыла Паустовского не в подростковом возрасте, позже, в молодости, уже став учителем и обнаружив неповторимую поэзию в его тексте о первом снеге: "Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой» . Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот". В учебнике русского языка под редакцией Ладыжинской было много текстов для изложений этого писателя. И в каждом - невероятная стилистическая точность, образность и простота, изумительная интонация, которая действовала умиротворяюще... И тогда я нашла собрание сочинений и стала читать, том за томом. Подряд, зачитываясь и наслаждаясь.


Это я спорю с любимым Борисом Парамоновым, который назвал Паустовского писателем для подростков. Плохо о нём написал, хоть и к юбилею. Я рада, что Паустовский сохранил себя в сталинское время, что не сгинул в Гулаге, что не умер с голоду, что не был выслан... Он замечательный писатель! И как подтвердил Борис Парамонов - очень хороший человек.
И еще... название его публикации ужасное  - "Интеллигент среди хамов". Давайте не будем огульно так о писателях. История литературы уже все расставила на полочки. И советская литература - великая литература. Она выжила, как не выжили многие её создатели, но живы их книги.
И феномен советского человека, мне кажется, еще не разгадан. И если весь мир следил за созданием нового общества и человека, заворожённо следил. Не ха молохом-властью заворожённо, а за мечтой простого человека о справедливости, правде и счастье. Не самые плохие мечты. Поэтому очень хочется понять, почему все так плохо получилось?

Комментариев нет:

Отправить комментарий