понедельник, 10 октября 2016 г.

Умер Вайда

Умер Вайда. Ушла эпоха. Изменилась Вселенная. Если нет Вайды.
– Пан Анджей, вы не в первый раз приезжаете в Петербург, на ваш взгляд, сохранился ли в этом городе дух Достоевского? 
 Я был здесь в последний раз шесть лет тому назад и прошел все те места, которые связаны с Достоевским. Это было для меня очень важно, я хотел все это увидеть, то, что уже хорошо знал, и вот в своей биографии писал о своих встречах и с лестничной клеткой, и со всеми теми местами. Желая пройти на эту лестницу, я увидел, последний раз, когда здесь был, что туда пройти уже нельзя, потому что там внизу кодовый замок. Много фамилий людей, которые живут, но нет Раскольникова. Это единственный человек, о котором я знаю точно, что он живет здесь. Здесь я ощутил мощь литературы, которая превращает заведомо нереальный персонаж в реального человека, по сравнению с теми реальными, которые здесь есть.
Конечно, если не придет Достоевский и не опишет этих людей, то они не существуют. Особенно я это чувство испытал, силу литературы – до этого никогда не испытывал этого так, как в тот день, когда увидел эту дощечку с фамилиями. Мне кажется, что роль писателя в России – она чрезвычайно высока и ощущается до сих пор. Ощущается роль других писателей, знакомых, друзей, которые тоже создавали этот дух. Я думаю, что преследование писателей, начиная с Пушкина, наверное, потому и происходило, что у литературы и лучших ее представителей огромная сила, и это власть всегда ощущала. Мне представляется, что вот эта роль литературы, ее сила более велика, чем где-либо в мире.
 Из публикации РС. 
Так хорошо в память о нём Лариса Малюкова!
"Человек из железа". Памяти Анджея Вайды. Собрались у Владимира Кара-Мурзы Александр Гурьянов, Дариуш Клеховский, Даниил Дондурей, Юрий Мамин, Алексей Дзикавицкий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий