вторник, 20 января 2015 г.

Левиафан. Мнения


Мнение священника, не желающего фильм запрещать. Он увидел в фильме предупреждение церкви. Очень интересен его анализ картины, очень подробный, очень вдумчивый, он понимает законы искусства кино. Он  нашел параллели с "Покаянием" Абуладзе.
А вот мнение не о фильме, а о реакции на него власти, высказанное Юрием Гладильщиковым в "Новом времени".
Однако первым, чью критику я прочла, был Дмитрий Быков. Но читать его статью нужно, конечно, после просмотра. Впрочем, как и любую другую, чтобы собственное мнение было незамутнённым, что очень важно и непросто потом: определиться самому.
Но вот через неделю Дмитрий Быков подводит итоги дискуссии вокруг фильма и настаивает на своей точке зрения, несмотря на недовольство его точкой зрения  режиссёра. И фраза Андрея Звягинцева о Дмитрии Быкове после прочтения мнения, приведённая Быковым, говорит о главном: мы все из разных миров. Нет единого мира России. Мы все обособились друг от друга, спорим, а  не обсуждаем, обвиняем, а не пытаемся понять другого. 
Как раз предварительное обсуждение до показа в кинотеатрах, напоминающее  на осуждение "Доктора Живаго", очень вредно. Об этом пишет и Лариса Малюкова, и правильно, что воздерживается от своих оценок. Однако еще в мае прошлого года она в беседе с Андреем Звягинцевым пытается выстроить параллели и меридианы, которые и сжимают фильм плотной сеткой  ассоциаций.
Вчера, когда я смотрела передачу о режиссёре Жане Ренуаре по "Культуре", в то же время второй день пытаясь ответить сама себе на вопрос, чем мне не нравится "Левиафан", не находя формулировок и мучаясь этим, увидела на экране слова Ренаура:
"Единственное, что я хотел внести в этот мир, жестокий и нелогичный,  - это свою любовь".
Я вздрогнула: слово найдено! ЛЮБОВЬ... Кого любит Андрей Звягинцев? Уж не ответит ли он, что не достойны любви герои его картины?.. Недостойна любви такая жизнь? Единственный, кто говорит о любви в фильме  - Николай. А Лиля отвечает: Я знаю.
 А я не знаю, говорит или любит. Не вижу, что любит. Не про это социальная драма? А любая драма  - про это. Героини фильмов Андрея Звягинцева  - сплошь женщины условные, выполняющие волю художника, который велел им быть такими. Женщина  - стихия, если она живая. Ну, а если поддержать Дмитрия Быкова в его ассоциациях с Блоковскими женщинами, то Лиля скорее та, что под насыпью железнодорожной лежит, красивая и молодая:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Лилю сын подруги называет красивой и стреляет в неё из игрушечного автомата. А подруга, его мать, говорит, что все мужики одинаковы, сначала называют красивой, а потом убивают.  Но образ Лили мне не кажется убедительным. Её прекрасно играет Елена Лядова. Но роль эта для неё вторична. Не такую ли жену уже играла она в "Географе"? Или и этот ассоциативный зрительский ряд нужен был режиссёру? Мне мешал и очень.
Что происходит с ЖЕНЩИНОЙ  в современном мире? Вот о чем я все время думаю. Роль её в социуме изменилась. Она самостоятельна,  самодостаточна. Она не подчиняется мужчине, а использует его. Добившись желаемого, она уходит из жизни. Как в замечании Марины Цветаевой, сравнившей Анну Каренину и Татьяну Ларину. Не воспользовались мы советом поэта.
Речи нет о счастье. Речь идёт о невозможности жить. Вместе с изменением роли женщины ушла из жизни ЛЮБОВЬ. Остался один секс. А он не способствует продолжению жизни. Не потому ль все острее и острее стоит вопрос о невозможности оплодотворения. И медицина тут же её решает, предлагает и те и иные способы. Но не ЛЮБОВЬ. Вот и получается, что на том краю скалы, откуда Лиля видит кита, символизирующего морское чудовище (бедный кит!, какое же он чудовище?), стоит весь социум как таковой.
Наверное, Андрей Звягинцев первым уловил это поселившееся в нас ощущение безнадежного конца. Начиная с "Возвращения" он не оставляет нам надежды. И гулкий звук этого колокола по каждому из нас пугает, хочется закрыть уши, налить вина и не пировать, а пить.  Ведь Вальсингам пел любовь! А нам отказали в этом упоении. Пустота и одиночество каждого обвинённого убивает, губит до гибели. Легко ли это принять? И дело ли искусства подталкивать к краю?..
Но я не могу забыть слова мудрого Ренуара: "Ужас жизни заключается в том, что каждый по-своему прав".
На страницах НГ своё мнение высказал Леонид Никитинский, член Совет по правам человека. Очень интересное мнение, точно и внятно высказанное, с ним трудно спорить, так оно аргументировано.
Елена Фанайлова на РС считет, что "Левиафан" - коллективное бессознательное.   В телетрансляции высказано несколько мнений, очень интересных.
Стихийное обсуждение "Левиафана" после просмотра в клубе Териберки.  Главный вывод: человек никому не нужен.
И вот некий Виктор Никитенко, блогер из Беларуси, высказал своё мнение в очень резкой форме.
Анатолий Найман с высоты истории очернительства высказывает свое мнение о фильме.
Первые впечатления зрителей о фильме собраны прямо в кинотеатре после просмотра.
А вот впечатления уже после того, как "Оскар" был присуждён польсокй "Иде".
Полемика вокруг присуждения "Оскара" .
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Есть такая, полная диалектики пословица. Прочла о проекте превратить Териберки в Нью-Васюки. Дай, Бог! Дай, Бог!

Комментариев нет:

Отправить комментарий