суббота, 24 декабря 2011 г.

Б. А. Голлер о декабристах


Самое интересное — это интерпретация факта. Сам факт известен, а вот понимание его безгранично и бездонно: сколько людей — столько и мнений. С этого и начал свое выступление Борис Александрович. Его необычайно интересно слушать, потому что при всей несомненной эрудиции и подготовленности писателя — у слушателей создается ощущение рождающейся  мысли, развивающейся на его  глазах и увлекающей  его  вслед. У  писателя абсолютно четкая позиция, на которой он настаивает, не претендуя на обладание истиной в последней инстанции. Его позиция связана, вне всякого сомнения, с его собственным жизненным кредо: превыше всего стоит культура, в основе культуры лежит нравственность.  Все остальное — от лукавого.
Его мысль о декабристах  и заключается в том, что в основе их движения лежит потрясающей глубины и искренности НРАВСТВЕННЫЙ ПОСЫЛ — не завоевать того, что не имеешь, а отдать то, чем владеешь, что составляет основу твоего благополучия во имя высшей идеи: уважения к  ЧЕЛОВЕКУ, не сословному человеку, а человеку как таковому. 
Борис Александрович блестящий эрудит, он свою мысль оплетает огромным количеством ссылок на классиков: Карамзина («мирный летописец, жаждущий пушечного дыма»), Крылова («я бунтовщикам в морды хочу посмотреть»), оказавшихся по разные стороны на Сенатской площади, Крылов — буквально: стоял перед строем  и всматривался в лица напротив стоящих солдат, не реагируя на крики: «Иван Сергеевич! Уходите! Сейчас пушки будут палить!». Борис Александрович связывает с движением и спор Гоголя с Белинским, который эхом повторяется в кружке петрашевцев, когда его прочел мало кому известный Федор Михайлович Достоевский, а давний друг Пушкина по южной ссылке доложил «наверх», что кружок опасен, тем самым отправив на эшафот, а потом на каторгу великого писателя. И когда в 20-х годах ХХ  столетия начнут ставить по всему Петрограду памятники революционерам всех времен и народов, Луначарский предложит сделать надпись под бюстом Достоевского: «От благодарных бесов». Куда как остроумно! Но Борис Александрович много раз повторяет фразу : «Все на самом деле намного сложнее. По обе стороны баррикад стояли очень достойные и порядочные люди». Возведённый в ранг мерзавца мифологической советской историей Бенкендорф, друг юности царя Николая I,  оказывается либералом, честным  и порядочным человеком, единственным, кто был против повторной казни пяти казнённых декабристов, и который называл крепостное право миной под Россией.
Получалось так, что все, о чем говорил Борис Александрович  аукалось с современностью. Ведь Медведев и Путин тоже из непоротых, из послесталинских поколений. Почему же нет у них нравственного  чувства перед согражданами, ответственности за содеянное ими?  И что же будет с нами,  идущими на митинги, не имея политической программы,  лидеров, способных возглавить и организовать оппозиционное движение, но страстно уповающих, что  власть не посмеет пролить кровь.


Каждый раз слушая Бориса Александровича,  ловишь себя на мысли о том, как мала моя «губка», способная впитать столь мало, что  после разговора начинается этап вопросов: о семье Муравьевых,  о семье Бестужевых,  о том же Бенкендорфе,  о...восстании Семёновского полка в 20-м году,  о гардемаринах, перешедших на сторону петроградских  полков столетие спустя в 1917 году.
Борис Александрович говорит о том, что история наша не отболела, она горит. Не решён главный вопрос, вопрос ЭТИЧЕСКИЙ, НРАВСТВЕННЫЙ - УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ.  Вопрос с землей так и не решён, как и вопрос со свободой, с собственностью. И сверху назначенный День примирения и согласия не решает этой проблемы, а провоцирует  особо остро обозначить свои позиции. Национальную идею уже власть перестала искать, потому что она упирается в этот же самый вопрос.
А я вдруг получила ответ, отдавая дань рефлексии сегодняшней встрече с Борисом Александровичем.  Мерилом деятельности может быть только та деятельность, которая основана на уважении к человеку как таковому. Политическая деятельность не исключение. Она обречена, если в ней нет этого императива. Не Николай I победил, ввергнув страну в реакцию, перекрыв ей путь к развитию, откинув её назад. Победили те дворяне, которые продемонстрировали готовность не жертвы, а  добровольного отказа   от своих собственных прав на благополучную жизнь  ради торжества истины: ЛЮДИ РАВНЫ  ПЕРЕД ЗАКОНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ,  а не тем,  о котором говорит православная церковь, о котором, ссылаясь на Бога писал Н.В. Гоголь.
После встречи с Борисом Александровичем становится светлее и яснее в голове. Тьма отступает, когда внесен свет.
Интервью с Б.А. Голлером  
«Чувство пути». Размышление над книгой Я. Гордина «Бег по кругу»










Комментариев нет:

Отправить комментарий