суббота, 5 января 2013 г.



Роман Греты Мюллер «Качели дыхания», за который она получила Нобелевскую премию, должен быть прочитан российским читателем. Он поможет нам ответить на вопрос, почему крушение СССР  частью населения воспринимается как катастрофа, а частью как шанс обрести подлинную свободу. И еще роман «Качели дыхания» покажет нам, не способным избавиться от своей советской сути,  что такое подлинная свобода, как труден путь к ней и лежит он, прежде всего, через собственную душу. И пока в нас не возникнет чувство вины не только перед загубленными в ГУЛАГе соотечественниками, но и перед депортированными из других стран людей, советская суть, въевшаяся в наши гены, будет разрушать нас изнутри. 

Поэтому я благодарна Грете Мюллер за наслаждение читать потрясающе поэтический текст романа, благодарна за каждую мысль, отозвавшуюся во мне, благодарна за ответы, которые я получила в романе на вопросы, которые не дают мне покоя.

 Из последней  главы романа «Качели дыхания»
                    ПРО СОКРОВИЩА
 Малые сокровища — это те, на которых значится: «Ты варишься тут».
Сокровища покрупнее — те, на которых значится: «Ещё помнишь?»
Но самые лучшие сокровища — те, на которых будет значиться: «Ты был тут».
— ТЫ БЫЛ ТУТ должно значиться на сокровищах, — сказал Тур Прикулич.
Кадык под моим подбородком задвигался вверх и вниз, будто я проглотил собственный локоть. А парикмахер пробурчал:
— Но мы и сейчас тут. С пятого перескакиваем на десятое.


Тогда, в парикмахерской я еще верил, что, если не умрешь тут, потом будет какое-то после. Ты уже будешь не в лагере, а на свободе — и даже, возможно, снова дома. Тогда и скажешь себе: ТЫ БЫЛ ТУТ. Но у нас ведь всё с пятого на десятое: тебе тоже доставалось немножко баламука, то есть заплутавшего счастья, и надо было разобраться — где и как. И почему типы вроде Тура Прикулича потом, дома, говорят — хотя никто их за язык не тянет, — что они, дескать, в таком счастье  не нуждались.
...........
Теперь-то я знаю, что на моих сокровищах значится: Я ТУТ ОСТАЮСЬ. Что-то лагерь отпустил меня домой только для того, чтобы создать дистанцию между нами: они нужна ему, чтобы он мог разрастаться в моей голове. со временем возвращения домой на моих сокровищах уже не значится ни Я ТУТ ОСТАЮСЬ, ни ТЫ ТУТ БЫЛ. На них стоит: ОТСЮДА МНЕ НЕ УЙТИ. Лагерь все больше распространяется от левой височной доли к правой. Стало быть весь мой череп следует рассматривать как некую территорию — как лагерную территорию. От этого никак не защититься — ни молчанием, ни рассказыванием. В том и другом случае не обойтись без преувеличений, но ТЫ БЫЛ ТУТ не подходит ни к одному. подходящего мерила, правда, все равно нет.
А вот сокровища есть... Мое возвращение — увечное, постоянно благодарное счастье: волчок выживания, готовый кружиться ради всякого дерьма. и этот волчок держит меня в руках — как и все прочие мои сокровища, которые мне не по силам, но и отделаться от них я не в силах. Уже больше шестидесяти лет я пользуюсь этими сокровищами. Они — слабосильнгые и назойливые, интимные и отвратиельные, забывчивые и злопамятные, затасканные и новые. Они — дар Артура Пиркулича и с то же время неотделимы от меня. Перечисляя их, я будто вязну в трясине.
Моя гордая подчиненость.
Мои ужасающие желания с кляпом во рту..
Моя досадная поспешность: я сразу перескакиваю с нуля на максимум.
Моя назло-податливость: я готов признать правоту каждого, чтобы потом его этой правотой укорить.
Мой запинающийся оппортунизм.
Моя вежливая жадность.
Моя тусклая зависть по отношению к олюдям, которые знают, чего они хотят от жизни. Это чувство похоже на свалявшуюся шерсть6 оно не греющее и кучерявой.
Моя несгибаемая исчерпанность: снаружи я испытываю давление, а внтури пуст — с тех пор как мне больше не приходится голодать.
Моя зияющая незащищённость с флангов: стоит мне замкнуться в себе, и я начинаю расползаться по швам.
Мои неуклюжие вечера, когда время вместе со мной буксует посреди мебели.
Моя принципиальная ненадёжность. Я очень нуждаюсь в человеческой близости, но себя никому не отдам. И умею оттолкнуть человека, одарив его шёлковой улыбкой. после знакомства с ангелом голода я не допускаю, чтобы кто-то мною завладел.
Самое обременительное из моих сокровищ — постоянная потребность в работе. Это изнанка принудительной работы в лагере  и спасительного обмена. во мне сидит Добровольная Принудиловка — родственница Ангела голода. Она знает, как выдриссировать все другие сокровища. Забравшись в мозги, она околдовывает меня: я работаю непрерывно, потому что боюсь свободы.
......

6 комментариев:

  1. Спасибо, Светлана Георгиевна! Меня возмутили слова одного то ли издателя, то ли критика при издательстве, что российским читателям не будет интересно творчество Греты Мюллер. Я еще прочла ее роман «Сердце-зверь». Очень понравился, я поэтому и взяла второй ее роман. «Качели дыхания» меня просто потрясли. Поэтика романа невероятно интересна, необычна, глубока! Сильнейшее впечатление!

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, роман "Качели дыхания" необычен, поэтичен. Перевод,я думаю, очень хорош. Интересно, можно ли его поставить в ряд с произведениями Солженицына, Шаламова, Волкова. Я бы поставила. Других книг нобелевской лауреатки пока не читала.

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже думала о возможности параллелей с Солженицыным и Шаламовым. Не ряд, а именно параллель. Солженицын и Шаламов — соотечественники, они писали о собственном опыте. Грета Мююлер — иностранка. И испытания, выпавшие на долю героев ее романа, — испытания, привнесенные извне, они иностранцы, люди другой культуры, другого быта (в романе так четко обозначено это различие. Что стоит эпизод пересечения границы, когда всех выгнали из вагонов и ...), то есть другого отношения к людям. Кроме того, немецкая писательница моложе, это неё собственный опыт. Солженицын и Шаламов — свидельствуют, как мне кажется.А Грета Мюллер — открывает. Её открытие этого другого мира позволило ей прийти к иным обобщениям, чем Солженицын и Шаламов, и это понятно: лицом к лицу...Пишу и ловлю себя на том, что все-таки получается ряд. Не только параллель.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за Ваши размышления, прочитала с интересом.

    ОтветитьУдалить
  5. Вам огромное спасибо за отклик!

    ОтветитьУдалить